И снова Крым. Часть 3-я. Ростов-Береговое (Крым).

День 3-й. 5 сентября. Воскресенье.

БОльшая часть этого дня прошла в дороге.

Да и по плану была только дорога - ведь нам предстояло проехать 550 км. Причём, бывалые путешественники предрекали пробки на нашем пути. Пробки были, конечно. Но не очень много. Ведь наш навигатор повёл нас окольными путями! В результате чего мы увидели много интересного.

Но об этом чуть позже.

А с утра был Ростов-на-Дону. Игорь (наш рулевой, который очень хотел в этот день искупаться в море) дал нам погулять по Ростову совсем не много времени. Всего час-полтора. Поэтому мы решили ограничиться только одной улицей, но самой главной - Большой Садовой.

То есть, в этот раз мы не "распылялись".

Интересна история улицы.

В начале XIX века на нечётной стороне улицы (которая известна с конца XIII века и сначала называлась Загородной) были разбиты сады - отсюда и название. "До середины XIX века Большая Садовая была загородной улицей — на неё свозился мусор, сливались нечистоты.

Не скоро Большая Садовая завоевала звание центральной улицы. Центром города сначала считалась Базарная площадь, а главной улицей — Почтовая (позже Старопочтовая, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так в связи с застройкой её московскими купцами.

«Отцом» Большой Садовой стал городской голова А. М. Байков, принявший управление городом с 1862 году. 1 сентября 1864 года на Большой Садовой появились первые керосиновые фонари. В 1865 году начал функционировать водопровод. С 1868 года по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью. С 1887 года на уже новой центральной улице было открыто движение конки. В 1901 году пущен первый электрический трамвай.

Поначалу Б. Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем начался строительный бум. Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта (ныне Будённовский) до Большого (ныне Ворошиловский). Все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Эта часть улицы и в наши дни — одна из самых красивых частей города, прозванная также «Ростовским Бродвеем» (википедия).

К сожалению, в XX веке "Ростовский бродвей" или "Ростовский Невский проспект" (и такое было название) изменился - и не в лучшую сторону. Многие красивые здания были либо уничтожены либо некачественно реконструированы, в результате чего тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян...

Но красивых старинных зданий всё-таки много! Есть и (сады) скверы, и интересные памятники. А вот новые постройки, на мой взгляд, просто изуродовали центр города! Но это только моё личное мнение. Даже в нашей маленький компании мнения на этот счёт разделились.

Пройдём вместе с нами по Большой Садовой от Театральной площади до Багатяновского спуска.

Посмотрите, сколько здесь интересных домов! Правда, ещё раз оговорюсь - мне не понравились новые здания Ростовского академического театра драмы имени М. Горького и Ростовского Государственного Музыкального Театра. Увы...

Кроме красивых домов и двух театров, на отрезке Большой Садовой, длиной в 1.2 км, увидели новый храм, несколько интересных памятников, необычно расписанный подземный переход, да и просто, наблюдали за прохожими, фотографировали водопроводные люки, цветы и друг друга...

Ростовский академический театр драмы имени М. Горького. Театральная площадь, 1. Построен в 1935 году в стиле конструктивизма. За форму его называют "трактор".

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги (Театральная площадь. Построено в 1911—1913 годах)

Фонтан у здания Музыкального театра.

Дом братьев Мартын (Большая Садовая, 125, год постройки - 1893). Для меня это самое красивое здание Ростова.

Дом братьев Мартын

Большая Садовая, 160 (1909 год постройки).

Памятник основателям крепости Дмитрия Ростовского.

Именно со строительства крепости берёт своё начало история Ростова-на-Дону.

Ростовский музыкальный театр (прозванный "рояль") (Большая Садовая, 134, здание построено в 1977—1999 годах).

Не поверите! Это Памятник водопроводу!..

Дом Масалитиной (Большая Садовая, 113, 1890 года постройки)

Покровский храм (2007 год) и памятник Елизавете-I.

Академия строительства и архитектуры.

Подземный переход так интересно оформлен!

А эти дома (тоже на Большой Садовой) я фотографировала из машины:

То есть, здесь ещё гулять и гулять! Жаль, времени не было...

Здание администрации Ростова-на-Дону, Большая Садовая, 47

Большая Садовая, 55

А что в это время делал Игорь? Как вы думаете?... Правильно - ездил на рынок за салом и помидорами!

На пересечении Большой Садовой и Багатяновского спуска он нас подобрал, и мы отправились дальше.

На выезде из Ростова встретились со вторым экипажем, едущим с нами в Крым, - Тимуром и его Татьяной!

И отправились дальше. По дорогам, которыми повёз нас навигатор - через городки Ростовской области и Краснодарского края, вдоль Азовского моря (которое я раньше никогда не видела)...

Но это я немного забежала вперёд. Ведь проезжая через Темрюк, мы случайно увидели... самолёты, танки и даже корабли... Остановились!

Это оказался Музей под открытым небом военной техники Великой Отечественной войны!

Спасибо навигатору!

Музей называется "Военная горка" и расположен на склонах грязевого вулкана "Миска" (вулкан мы пытались найти на обратном пути, но безрезультатно)). А музей открыт в 1983 году, когда отмечалось 40-летие освобождения Таманского полуострова от фашистов.

Есть техника времён войны, есть и более поздняя. Автодорога разделяет музей на две территории. Мы посмотрели одну подробно, вторую - только через забор.

Но вернёмся к дороге...

Мы преодолели Крымский мост (я, правда, его себе не так представляла) и оказались на территории Крыма!

Ура! Мы почти у цели!

к 7 часам вечера доехали до отеля посёлка Береговое, где нам предстояло провести 2 ночи и день...

... а в 8 - уже купались!

Правда, не все... Было уже довольно прохладно!

Вечером праздновали воссоединение экипажей и прибытие в Крым!

А завтра у нас - Феодосия!..

Часть 2-я. Монастыри Воронежской области.

Коротко о главном.

Часть 4-я. Феодосия. Коктебель.