Три поездки в Муром. Часть 2-я. День семьи, любви и верности.

Часть 1-я. Свадьба.

Итак, поженившись в День семьи, любви и верности - 8 июля 2010 года, 9 июля мы отправились в Муром. С нами решили поехать наши друзья - соседи-по-даче - Алёна и Андрей. А лето 2010 года, помнится, было жарким. 8 июля на даче мы прятались от солнышка под походным тентом, было 30 градусов, а 9 июля, в дороге, температура за бортом автомобиля, как показывал компьютер, всё росла и росла, и приблизилась к 35. Мы не верили своим глазам! Это был первый из самых жарких дней того самого жаркого лета в нашей жизни! Алёне с Андреем пришлось нелегко, у них в машине тогда ещё не было кондиционера. Кроме этого, они думали, что от дачи до Мурома ехать километров 200, оказалось, поболее трёхсот!

На въезде нас встретил Илья-Муромец:

В первую очередь нашли Оку и бросились купаться.

А когда стало чуть прохладнее, решили посетить первый из 3-х монастырей Мурома.

Муром - один из древнейших русских городов, впервые упоминается в Повести Временных лет в 862 году. В конце 13 века город был дотла сожжён монголо-татарами, и следующее летописное упоминание о нём относится только к 1351 году. Первые каменные храмы начали строиться в Муроме в середине 16 века, но архитектурный облик старой части города сложился только в XIX - начале XX веков.

Спасо-Преображенский мужской монастырь - самый древний на муромской земле. Первое упоминание о нём датируется 1096 годом.

Территория монастыря - необыкновенно красивая и ухоженная.

... Я бы даже сказала - фотогеничная, особенно, на закате!

В монастыре есть большой огород!

И маленький зоопарк.

Главный собор монастыря - Спасо-Преображенский, воздвигнут по указу Ивана Грозного в 1565 году, Трапезная Церковь Покрова Пресвятой богородицы (17 век) с

колокольней (18 век)

Храм Преподобного Сергия Радонежского

Монастырская стена

Солнце клонилось к закату, пора было подумать об ужине и ночлеге. Поужинать зашли в приятный ресторанчик-подвальчик в центре города...

А ночевали в палатках на берегу Оки, предварительно выпив шампанского и искупавшись (уже в полной темноте).

На рассвете

Восход солнца над Окой

Утром сложили палатки, упаковали все вещи в машины, посмотрели, где это мы там вчера ночью купались (оказалось, в месте водопоя коров) и отправились в центр, продолжили осмотр города.

В Муроме есть ещё 2 монастыря - Благовещенский (основанный Иваном Грозным после победы над Казанью) и Свято-Троицкий, самый популярный у туристов (17 век) в связи с тем, что там находятся мощи святых Петра и Февронии Муромских.

Пётр и Феврония жили и княжили в Муроме в конце 12-го- начале 13 веков.

"По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней" (из Википедии)...Полную версию "Повести о Петре и Февронии Муромских" я прочитала здесь

Свято-Троицкий собор (1643 год), в соборе с 1992 года хранятся мощи святых Петра и Февронии, перевезенные из местного музея, до 1921 года мощи хранились в городском Рождественском соборе.

Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского был привезен из соседнего Меленковского района (с. Пьянгус), является памятником деревянного зодчества XVIII в.

Территория Свято-Троицкого монастыря. Из-за ограды видны купола церквей Благовещенского монастыря.

Спускаясь от монастырей к реке, посетили ещё один Храм - красивый и нарядный Храм Николы Набережного (построенный в начале 18 века).

В соответствии с древней традицией, Никольские храмы строили у воды, поскольку святой Николай Чудотворец почитался в народе как спаситель утопающих, покровитель плавающих и путешествующих.

Никольский храм стоит на высоком холме, однако его называют ещё "Никола Мокрый", так как в период весеннего паводка, когда воды разлившейся Оки подступают к самому холму, жители Мурома говорят: «У Николы ноги мокрые».

Обойдя Храм, спустились к источнику, испили святой водички:

Говорят, что "Никольский"- самый загадочный родник Владимирской области. По легенде, источник забил там, где некий старец воткнул в землю свой посох, но полную силу родник приобрёл тогда, когда с его помощью исцелился безнадежно больной житель Мурома. С тех пор источник стал целебным для всех.

Потом посмотрели памятник Илье Муромцу работы скульптора В. М. Клыкова, установленный в 1999 году. Про 1999 год я прочитала в интернете и удивилась: неужели в 1999 что-то строили? Мне кажется, только разрушали...

После этого Алёна и Андрей решили вернуться на дачу, а мы остались в Муроме ещё на один день...

В первую очередь мы спустились к реке и искупались. В Муроме - красивая набережная и огромный пляж:

Из тучки, которая видна на горизонте, пролился великолепный ливень, который на некоторое время снизил температуру воздуха с 35 градусов до, может быть, 25...

Мы еле успели скрыться в кафе городского парка... Потом вернулись в центр города.

Водонапорная башня, 1864 год

Вторую ночь решили провести в гостинице. Мы пытались забронировать что-нибудь ещё в Москве, но гостиниц в Муроме, по данным интернета, тогда было не много, кажется, всего 3. "Муромская Усадьба" нам не подходила по ценам, 4500 за номер нам тогда казалось слишком дорого. К сожалению, не помню, в какую гостиницу мы звонили, но когда я сказала дядечке, что у нас свадебное путешествие, он ответил: "Я вам не советую нашу гостиницу, только если вы хотите испортить себе праздник". Спасибо ему за это... Мы решили прокатиться на машине до главной гостиницы города -"Русь". Посмотрели сначала прейскурант цен, потом попросили показать нам номер. Не понравилось совсем - обычный советский пансионат. А ещё спросили:

- Есть ли у вас номера с кондиционерами?

- Есть.

- А сколько стоит?

- 7500.

- Но у вас же даже в прейскуранте нет таких цен!

- Ну и что?..

Сказать, что мы обалдели - значит ничего не сказать... Мы вышли на улицу и напротив гостиницы "Русь" на заборе увидели объявление "Гостиница, недорого, телефон..." И уже через 15 минут заселились в гостиницу без названия, которая сейчас называется "Святогор" за 2500, правда, без кондиционера. Ночью жарко не было. И номера - вполне приличные, лучше, чем в гостинице "Русь".

С утра снова гуляли по городу, фотографируя местных жителей

и гостей...

... и съездили в село Карачарово - на родину Ильи Муромца к святому источнику, набраться богатырской силушки...

"От рожденья Илья был немощен и до 30 лет не мог ходить. Но однажды пришли в дом «калики перехожие» - нищенствующие богатыри. Они дали Илье волшебного питья, которое сделало его могучим, а его коню передало силу богатырскую. До сих пор в Муроме почитаются следы, оставленные конем Ильи Муромца: когда он делал «скоки» (длиной в несколько километров), там, где он отскакивал от земли, начинала бить вода. По всему Мурому и его окрестностям на месте 8 «скоков» коня Ильи рассеяны святые источники. На месте одного из них, в Карачарово, в XVII в. была поставлена деревянная часовня Ильи Пророка"...(http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/r/37-1-0-1247)

Остатки церкви и колокольня в селе Карачарово

Вот таким сказочным получилось наше свадебное путешествие! Муром оказался очень интересным городом, в который хочется возвращаться! И мы вернулись, и даже не один раз! И, надеюсь, вернёмся ещё!...